Движение вперед

Многие как начинающие, так и опытные музыканты (и я в том числе) задаются вопросами типа Как заниматься, Сколько времени проводить за упражнениями и так далее. Тема важная и актуальная на любом этапе развития Вашего мастерства – время и качество занятий напрямую влияет на совершенствование и поддержание исполнительского уровня. К сожалению, по многим причинам время, проведенное за установкой, используется зачастую не лучшим образом. На мой взгляд, наиболее важна систематичность занятий – более внушительных результатов можно достичь, занимаясь, к примеру, по два часа каждый день, чем за десять часов занятий раз в неделю. Также не меньшую роль играет ход занятия, характер упражнений, которые Вы используете. Например, многие барабанщики не работают над новыми идеями и не играют новых упражнений. Вместо этого они играют то, что уже знают. Все это, конечно, здорово для укрепления достигнутых результатов, но не даёт никакого движения вперед.

Во время занятий Вы можете использовать самые разнообразные упражнения, играть интересные Вам вещи других музыкантов или придумывать что-то свое, но никогда не следует забывать о трех, так сказать, «китах», выражающих сущность занятий:

  • Безупречность – позиция рук, движение кисти, высота поднятия палочек, непосредственно сам удар, то есть каждый элемент, каждый прием игры должны быть доведен до максимально возможного совершенства. Пренебрежительное отношение к этим моментам приводит лишь к формированию неправильной техники игры.
  • Развитие – каждое занятие должно быть шагом вперед, должно нести в себе что-то, никогда не деланное раньше, например новый рудимент, упражнение или отрывок из произведения, или даже новый темп для старого упражнения (причем как более быстрый, так и более медленный).
  • Музыкальность – любой музыкальный инструмент предназначен для того, чтобы играть музыку, следовательно, музыка должна выходить на первый план во время занятий. Часто можно встретить музыкантов (не только барабанщиков) с потрясающей техникой игры, но совершенно забывающих о музыкальности – в конечном итоге от этого страдают и произведения, и слушатели, и сами музыканты. Так что играйте Музыку, господа!

Количество времени, необходимое для занятий, – сугубо индивидуальная вещь, зависит от особенностей конкретного человека, количества свободного времени, количества постоянных выступлений и многих других факторов, однако есть некоторые рекомендации относительно времени занятий. Так, начинающие могут заниматься от получаса до двух часов в день; студенты музыкальных учреждений – два-четыре часа в день. Если Вы решили посвятить жизнь игре на барабанах, можете заниматься по восемь часов в день. В любом случае не стоит, так сказать, «переигрывать» – помимо элементарного утомления это может привести к заболеваниям суставов и нервов кистей, спины, ног. Врачи рекомендуют делать пятиминутный перерыв после каждого получаса занятий.

Напоследок приведу двенадцать способов относительно улучшения качества занятий и прогресса в игре, статью о которых я нашел на DrumSpeech.com. На мой взгляд, эти простые правила могут значительно продвинуть вперед барабанщика любого уровня. Вот они:

  1. Постановка рук. Это проблема номер один всех начинающих барабанщиков. Определенная постановка рук была придумана не зря, и при правильном подходе этот фактор способен сделать Вашу игру чище, красивее и устойчивее.
  2. Поочередные удары. Для техничного и красивого исполнения необходимо быть готовым сделать удар в любую секунду, независимо от высокого или низкого положения рук.
  3. Амплитуда замаха, высота поднятия палочки.. Обе палочки после удара должны возвращаться на одинаковую высоту. Большинство из нас не владеют одинаково хорошо обеими руками, и мы имеем склонность поднимать палочку сильной рукой выше, чем слабой. Это означает, что одна из палочек проходит больший путь и должна двигаться быстрее, а у другой отскок будет слабее. Заметили, что Ваши дроби звучат неровно? Неодинаковая амплитуда при замахе, неправильная постановка – все это значительно влияет на качество игры.
  4. Игра «от» барабана. Многие барабанщики играют “в” барабан вместо того, чтобы играть “от”. После удара старайтесь убирать палочку от пластика немедленно. Некоторые преподаватели описывают это как “вытягивание звука из барабана”. Чем меньше палочка находится на пластике, тем большим будет резонанс барабана и тем более чистым и насыщенным будет звук.
  5. Рудиментарная техника. Рудименты – это алфавит, на основе которого создаётся полный словарь барабанщика, и владеть барабанным письмом – неоспоримый плюс для вас. Чуть позже обещаю статью по поводу рудиментов и работы с ними.
  6. Работа с метрономом. Существует расхожее мнение, что игра с метрономом делает игру скованной и зажатой. На мой взгляд, это заблуждение, и играть с метрономом надо обязательно и регулярно. Работа с метрономом способна улучшить Ваше чувство времени и метра, а эти факторы критичны для успешного барабанщика. Используйте различные скорости, включая самые медленные. Во время живых выступлений или записи в студии Вы будете благодарны себе за время, проведенное с метрономом. Правда, есть барабанщики, практикующие игру концертов под метроном, но это уже немного другая тема – про метроном и игру с ним читайте в следующих статьях.
  7. Занятия должны войти в привычку. Все мы время от времени страдаем нехваткой времени и не можем заниматься по полной программе. Но даже в такие дни вы должны сделать хотя бы пяти, десяти минутную отработку приемов или разминку.
  8. Разнообразие занятий. Это особенно помогает, когда время, отведённое на занятия, ограничено. Иногда лучше взглянуть на общий режим занятий в рамках недели, а не одного дня. Один день занимайтесь больше руками. Потратьте другой день на независимость, следующий на чтение с листа и день на изучение и отработку рудиментов. Не забудьте потратить время на создание новых идей, да и «просто поиграть» зачатую бывает очень приятно.
  9. Внимание на палочки. Как для выступлений, так и для занятий старайтесь использовать одинаковые палочки. Однако полезно время от времени играть палочками легче или тяжелее основных – это полезно для мышц и может повысить Вашу силу и эластичность.
  10. Изучение различных постановок. Каждая постановка обладает своими преимуществами, поэтому полезно играть как в традиционной, так и в симметриченой постановке. Например, традиционный хват развивает пальцы, а симметричный дает дополнительную мощь, одновременно облегчая доступ к элементам установки.
  11. Вызов в каждом ударе. Всегда следует работать над собой, стремится изучить что-то новое. Бросайте себе вызов каждую минуту, проведенную за установкой – это должно стать движущей силой Вашего развития
  12. Стремление к совершенству. Будьте требовательны по отношению к себе – если уж Вы решили делать какое-то дело, то нужно делать его хорошо. Старайтесь не быть к себе снисходительным, однако и чрезмерно загонять себя не нужно – все хорошо в меру.

Напоследок хочу сказать, что все эти указания относятся только к тренировкам. Когда вы играете на репетиции или концерте не думайте о них. Сконцентрируйтесь на музыке и чувствуйте себя комфортно и расслабленно. Если усердно следовать инструкциям, вы и не заметите, как они станут частью вашей игры, и уже через некоторое время результаты не заставят себя ждать.

Статья основана на материалах DrumSpeech.com

23 Jul 2009 в 0:02


10 комментариев к статье to “Движение вперед”

  1. Борис Милюков says:

    А вот интересно, сам автор читает комментарии. Или мы тут сами для себя пишем? :)

  2. admin says:

    Да, Борис, я читаю комментарии, просто не всегда хватает времени.

  3. Alexey says:

    новичкам советуют начинать играть на палочках 2В или 5В, я начал играть на 7А, могут у меня быть какие-либо проблемы?(из-за веса и т.д.)???

  4. admin says:

    Я думаю что нет, просто к другим палочкам, например, придется немного привыкнуть – это нормально, нужно играть тем чем Вам удобно. Вообще многие преподаватели советуют использовать для занятий разные палочки, меняя их, к примеру, раз в неделю – неделю играете палками 2В, потом 5А, потом снова 2В, для примера. Это поможет развить силу пальцев и их цепкость, сделает Вас более универсальным так скажем))

  5. Alexey says:

    спасибо!

  6. Анастасия says:

    Как можно отрабатывать движения кисти во время удара?

  7. admin says:

    Я бы посоветовал больше играть в медленном темпе, при этом строго следить за положением кистей и постановкой рук вообще. Постепенно темп необходимо наращивать, не забывая контролировать кисти. Спустя некоторое время правильное движение кистей станет привычным))

  8. Daturarhythm says:

    спасибо за статью описаные вами аспекты подтверждают мой верный курс

  9. Станислав Ал. Макиевский says:

    admin says:
    “…не забывая контролировать кисти”.
    Очень и очень литературно изъясняетесь. И, честно, приятно ложится текст. Большинство из пишущих не обладают литературным даром. Спасибо! НО! Есть некоторые “шероховатости” относительно специфики материала. Извините за поправку, но, к примеру, совсем алогично понятие “контроля кисти” (лучезапястного сустава, плеча, предплечья) – нонсенс. Контроль (в игре музыканта-барабанщика, именно барабанщика)- это определенный наработанный двигательный стереотип управления палочкой, а не кистью или к-либо биомеханическим движением человека:) То есть он (контроль) всегда подвержен анализу, следующему от “обратной связи” (от инструмента), а не рождается от мышц или из ничего, просто спонтанно…

  10. admin says:

    Спасибо, Станислав, постараюсь быть внимательнее))
    Думаю Анастасия поняла что я имею ввиду, и это главное:)

Оставить комментарий

Жду комментариев осмысленных и по сути, всякого рода спам удаляется без промедления!